Віддай людині крихітку себе. За це душа наповнюється світлом. Ліна Костенко

Творчість учнів

Історія України, 9 клас "Розвиток культури України"


Урок громадянської освіти. Тема "Які права мають діти?"

Метод "Асоціативний кущ"

Метод "Проектний малюнок"


Малюнок
















Колаж "Права дитини"











Урок громадянської освіти. Тема "Ціннісні орієнтири – основа життєвого вибору та успішної самореалізації особистості". Метод "Асоціативний кущ"




Урок громадянської освіти. Тема "Що таке суспільство та як воно виражає себе через культуру? ". 
Метод "Проектний малюнок"



Урок громадянської освіти. 
Практичне заняття. «Хто я?» (усвідомлення своєї ідентичності). Методи "Асоціативний кущ", "Проектний малюнок"




Громадянська освіта. Практичне заняття. Розв'язання конфліктів у нашій школі». Вчимося вирішувати проблему 


Громадянська освіта. Тема "Для чого необхідна економіка?  Економіка як сфера життя людей. Економічні потреби та  блага". Метод "Проектний малюнок"

Громадянська освіта. Тема "Якими є умови та форми активної громадянської участі у житті суспільства? Активна громадянська позиція". 
Проект "Ми за здоровий спосіб життя"

Основи правознавства, 9 клас. Тема "Цивільна правоздатність і цивільна дієздатність. Обсяг цивільної правосуб’єктності неповнолітніх"
Роботи учнів 10-го класу з правознавства до теми "У світі юридичних професій"




Робити учениці 7-Б класу Захарової Дар'ї (дитина з ООП)

Портрет Данила Галицького

Історія України. Тема уроку "Князь Данило Галицький та його спадкоємці".




Портрет князя Ігоря
Історія України. 
Тема уроку "Кирило і Мефодій – засновники писемності. літописи. «Слово о полку Ігоревім». Архітектура. Народна творчість"







Есе "Що таке війна"

Поправко Софія, 16 років, грудень 2016
Что такое война?  Каждый воспринимает это по-своему. Для кого-то это раздел денег, для кого-то территории, для кого-то политические принципы, но никто не задумывался о тех тысячах загубленных, ни в чем неповинных душах. Наверное, очень легко сидеть на диване перед телевизором и умничать как все легко и просто, что все так и должно быть. Так всем тем и надо, что сидят по ту сторону баррикады. Не так ли? А вы не думали о том, что происходит в душах тех, кто все это пережил? Как это остаться без дома, родных, уехать из родного города. Не по тому, что тебе очень захотелось переехать, а потому что пришла война. Не постучав в двери, не спросив разрешения войти.
Все началось очень быстро, никто не ожидал такого поворота событий. По телевизору постоянно передают новости о бунтах и терактах. Наш город не был исключением. Но что поделать? Переворот в стране. У всех прошло, и у нас пройдет. Люди продолжают гулять по улицам, обсуждают и спорят, когда все закончится, через неделю  или месяц? Для моей семьи все проходило также…
Я сижу в своем родном лицее, читаю историю. Вот-вот будет звонок на урок и очередная проверочная работа от Татьяны Михайловны. А потом еще и зачет по формулам. Хоть бы хорошо сдать. Телефон жужжит. Странно, кто может звонить мне  в такое время? Все же знают, что я на учебе. Мамочка. Наверное, звонит сказать, чтоб домой сама добиралась:
- Да, мамуль?
- Быстро собирай вещи и домой бегом! За тобой папа приехал! Елену Николаевну я предупредила!
- А..? Стой! А что случилось? У меня еще две пары…
- Началось! Нас бомбят!..
И тут внутри все как оборвалось. В голове не укладываются мамины слова. Такого не может быть. Все же было хорошо. Кидаю все вещи в сумку, и бегу на улицу. А вот и папа. Быстро сажусь в машину и дрожащим голосом говорю с папой:
- Пап, а что случилось?! Где мама?
- С Алисой дома. Это ей делать нечего. Опять панику наводит.
Не смотря на папин ответ, тревога внутри не уходила. Я знала, что тут что-то не так. Едем по улице, впереди смутно видно что, что-то там происходит. За три остановки от дома перекрыли дорогу танками. На вопрос почему дорога перекрыта, солдат, молодой парень, лет двадцати, холодно ответил нам: «Бомбят. Нельзя туда. Опасно». Теперь я окончательно убедилась, что мама звонила не просто так. Папа заметно изменился в лице. Побледнел, глаза забегали в растерянности:
 - А можно как-то туда попасть? Очень надо! У меня жена там, с ребенком маленьким!
- Мужик, ну если ты самоубийца, то через дворы только.
Папа, не сказав больше не слова, поехал в объезд. Я молча ехала, не понимая, что происходит. Вдали был слышен сильный грохот и автоматные очереди. Было очень страшно. Грохот становился все сильнее. Ну вот мы и дома. Мама с сестрой живы и невредимы. Мама посадила маленькую подальше от окон. Я  пошла к себе в комнату, а родители на кухню разговаривать. Нужно было отвлечься. Я вспомнила, что перед уходом классный руководитель, и мой учитель математики, Елена Николаевна, предупредила меня, что формулы я ей все равно завтра буду сдавать. Сяду повторять их. Через минут пятнадцать слышу сильный грохот, дом начал вибрировать, папа кричит: «Соня, на пол! Быстро! Хватай Алису и поползли в ванну!» Мы втроем забегаем в ванну, там стоит мама с глазами полными страха. Ждем, когда утихнет. Собака пытается залезть под руку к папе. Вроде тихо, можно выходить. Я понимаю, что родители уходят на кухню, чтоб обсудить, что  с этим делать. Нужно уезжать пока не поздно. Я знаю, что они ушли, чтоб я не слышала, чтобы не пугать меня. Всю ночь было страшно уснуть. Постоянно слышу автоматные очереди и взрывы. А вдруг я завтра не проснусь? Мне нужно ложиться спать, завтра контрольная, а я не высплюсь. А может я уже сплю? Может это все всего лишь сон?
За неделю мы привыкли к этому грохоту. Родители сказали, что на выходных поедут на море, а поскольку Алиса еще маленькая, а мне совсем будет скучно, то нас отвезут  к бабушке в Селидово. Там хоть брат двоюродный есть, уже веселее будет. Друзья все равно все уехали. За два дня собрали вещи и выезжаем. Папу не отпускают с работы, срочное совещание. Значит, будем ехать женским коллективом. Загружаем в машину все вещи, главное не забыть собаку. С хлебозавода пахнет булочками. Так привыкла к этому запаху за десять лет в этом районе. Надеюсь, через две недели я опять его услышу. Алису сажу в кресло и пристегиваю. Из-за обстрелов, на блок пост в Песках не поедим. Придется в объезд через Марьинку. Малышка заснула, еду и разговариваю с мамой - рассказываю очередные веселые истории о нашем классе, как прошел последний звонок и мой дебют ведущей. Блок-пост. Мама опускает окошко, к нам подходит молодой солдат:
- Куда едим, красавицы?
- В Селидово, к маме.
- Там танковый бой идет.
- О, Боже!  И как нам проехать?
- Ну, смотри, если повернешь прям перед указателем на Марьинку, там по селу объедешь и все нормально будет.
- Спасибо.
- Счастливого пути!
Бедный парень. Такой худой, наверное плохо кормят. Но такой улыбчивый. Продолжаем дальше ехать. На дорогу выбегает солдат с автоматом и машет руками в сторону города. За ним с поля выезжает танк. Мы же даже до поворота не доехали. Мама пытается разглядеть, что там происходит. Взрыв! Поднесло заднюю часть машины. В заднем стекле машины вижу, что на месте, где мы были секунду назад, упал танковый снаряд. По спине пробежал холодок. Мама давит по тормозам:
- Что делать?! Куда?!
- Разворачивайся и топи до города назад!
Мама жмет на газ и не отпускает педаль до блок поста. На скорости двести километров в час мы за две минуты вернулись обратно. На блок посту стоит тот же солдат.
- Не пускай туда никого!
- Что такое?
- Там бой уже идет на дороге! Еле удрали!
- Эм…хорошо…
Мама звонит папе и рассказывает о  нашем «приключении». Из трубки слышно: «Я вас вывезу, и чтоб до конца этого всего, вашей ноги тут не было!».
Мы приехали домой, начали собирать вещи на море. Теперь мы едим все вместе. Дорога с Алисой оказалась не такой сложной. Приехали. Море, тишина, дышится легко. Месяц тишины прошел очень быстро. Но напряжение никуда не делось. Родители каждый день читают сводки в Интернете - были ли прилеты на нашу улицу. Нужно опять возвращаться в этот ад. За месяц мало того, что ничего не закончилось, а стало еще хуже. Мы решили поехать к бабушке, а не домой. Нужны вещи, на море мы брали очень мало вещей. Мы без Алисы решили съездить за вещами. Вот он – родной город, но он стал каким-то чужим. Пропало ощущение дома. Еду как в фильме ужасов. В нашем районе даже собаки не бегают. Заходим в подъезд. Не могу ждать лифт. Бегу по ступенькам на седьмой этаж. Родная дверь. Прижимаюсь к ней и слезы катятся сами. Родители поднялись на лифте. Мама открывает дверь. Заходим домой. Захожу в свою комнату. Все также, на своих местах. Только полочки слегка запылились. Даже стул стоит также, как я его бросала. Папа заходит в комнату «Сончик, давай быстрей собирай все, что надо, а то опять стрелять начинают. Мама боится». Я открываю шкаф и кидаю все подряд в сумку. Забираю максимально все, что смогу унести. Папа ходит и бурчит зачем все забирать, все равно вернемся. Выходим на улицу. Все тот же грохот от приземления снарядов. Быстрей сажусь в машину. Скорей уехать из этого пекла. Сижу на заднем сидении машины и тихонько плачу, глядя на места,  где прошло все мое детство. За что меня всего этого лишили? От чего меня решили «спасти»? От родного дома, лицея, спокойной, беззаботной жизни? За что моим родителям добавили седых волос на головы? В голове крутится фильм, состоящий из воспоминаний детства. Каждое из них связано с каким-то местом, которое уже не выглядит как прежде. Сквер, где постоянно каталась с друзьями  на роликах и гуляли – опустел, магазинчик, куда мы бегали за мороженым снесло миной. Идеально ровная дорога для катания вся в ямках от осколков снарядов. Магазины закрыты и заколочены фанерой. Все окна в домах разбиты и заколочены. Больше нет детского смеха по вечерам, шума машин, шумных компаний под окнами с гитарой, влюбленных пар, спортсменов на площадках, бабушек с семечками на остановках. В один миг это все исчезло.
Вот так  в один миг, тебя лишили всего, что у тебя было. Прошло уже полных два года, а ты помнишь все события до мельчайших деталей. Душа все также скучает по тем временам, но головой ты понимаешь – все то осталось в прошлой жизни. Со многими друзьями ты больше никогда не увидишься. В лицей ты больше не придешь, не увидишь своего классного руководителя, который даст тебе наряд на день. Ты больше не выйдешь в сквер со своими друзьями покататься на роликах. Не сходишь с ними в торговый центр на каток или в кино. Не будешь делать уроки за своим столом, спать на своей кровати. Больше не услышишь запаха булочек с хлебозавода каждый раз выходя из дома…хлебозавода больше нет…
Ты просто два года следишь за тем, как твой родной город медленно убивают. Смотришь сводки после обстрелов, в надежде не найти там свой адрес, фотографии после обстрелов разбитого района, пишешь всем знакомым, которые остались там живы они или нет. Находишь  репортаж о родной школе, куда прилетел снаряд и убил твоего любимого учителя. Приезжаешь в свой город, а он уже не твой. Ты помнишь все эти места, но они уже чужие. Люди, которых ты знал, стали совсем другими. По телевизору рассказывают, как хорошо жить стало, показывают парады, где люди обнимают и падают в ноги со словами благодарности «спасителям», понимаешь, что сейчас даже люди из разных районов одного города очень разные. Война рассорила много семей, друзей и просто знакомых. Люди ведутся на обычную показуху, сами того не понимая. Для кого-то не изменилось ничего, кроме ассортимента в магазине, а кому-то она сломала всю жизнь.
Лично я не желаю даже врагу пережить подобное, а «спасителям» просто сказать – спасибо. Спасибо, что пришли  и избавили меня и мою семью от нашей счастливой жизни.  

Немає коментарів:

Дописати коментар